Сертификация работников по добровольному согласию
Сертификацией квалификации называется специально разработанный механизм, которые предназначается для применения при определении соответствия работников требованиям профессионального стандарта. К тому же, это современная и достаточно эффективная система оценки, построенная на основании общепринятых и единых критериев. Данный процесс предполагает процедуру присвоения статуса работникам согласно уровню их знаний, которые были получены путем обучения, а также осуществления профессиональной деятельности.
Профессиональные стандарты представляют собой официально утвержденные нормативные документы, в которых указаны требования к выполнению персоналом различных трудовых функций.
Квалификация – это уровень готовности сотрудника к выполнению определенной работы в пределах конкретного вида деятельности на достаточно высоком уровне.
Сертификацией называется процедура, проводимая с целью подтверждения соответствия уровня квалификации работника требованиям, перечисленным в профессиональном стандарте. Она проводится путем объективной, комплексной оценки знаний и навыков сотрудников.
Сертификация: на чем основана процедура?
Основой сертификации являются результаты обучения, которые рассматривают в качестве целого комплекса знаний, навыков, профессионального опыта, а также моральных ценностей специалиста. Такие умения могут быть получены человеком как в процессе формального образования, так и в различных неформальных ситуациях.
Результаты обучения или так называемой компетенции определяются в отдельную квалификационную группу по современным профессиональным стандартам. Все квалификации работников принадлежат к какому-нибудь отдельному уровню. Именно ее оценка и позволяет проверить соответствуют ли знания сотрудников занимаемым должностям. При успешном прохождении сертификации испытуемый получает специальный сертификат.
Формальным образованием считается обучение, осуществляемое в специально созданной среде, например, на предприятии или же в учебном учреждении. Обучающиеся люди проходят его целенаправленно и по окончании курсов имеют сертификат либо диплом.
Неформальное образование – это процесс получения дополнительных знаний и умений непосредственно в ходе организованной деятельности, которую нельзя относить к формальному обучению. Однако, как и в первом случае, человек получает его целенаправленно.
Кроме того, в наше время выделяют еще один способ получения образования – спонтанный. Он предполагает приобретение необходимых профессиональных навыков в повседневной жизни, при общении с разными окружающими людьми. С точки зрения времени и целей, такое обучение не структурировано, а также не организовано. К тому же, в большинстве случаев знания человеку даются нецеленаправленно.
Нужна ли сертификация?
На сегодняшний день экономика развивается достаточно быстрыми темпами. Кроме того, можно проследить появление устойчивой тенденции к совершенствованию процессов, которые каким-либо образом касаются рынка труда. Благодаря полному переходу к рыночной экономике, отличающейся свободным перемещением различных услуг и товаров, а также денежного капитала, рабочей силы и конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, возникла потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов с широкой компетенцией и способностью самостоятельно решать различные профессиональные задачи.
Открытие филиалов многих западных компаний послужило одной из основных причин повышения требований к уровню подготовки персонала. Постоянное обновление технологий и различного оборудования, которое сопутствует активное внедрение компьютерной техники и процессов, связанных с ней, в управление работой организаций, требует того, что работники должны получать соответствующую квалификацию, обладать необходимыми знаниями и профессиональными навыками.
В наше время на предприятиях осуществляются самые разные виды работ, которые отличаются друг от друга степенью сложности. Помимо этого, при их выполнении требуется разная ответственность работников. Согласно общепринятой системе, их ранжируют на восемь отдельных уровней, которым должна обязательно соответствовать подготовка специалистов.
Результаты, полученные при проведении сертификации квалификации, можно использовать для:
- Признания наличия квалификации, вне зависимости от того, каким способом она была получена;
- Возможности получить хорошую должность в соответствующей сфере деятельности;
- Существенного уменьшения сроков специального обучения, а также проведения профессиональной подготовки.
Необходимо отметить, что такая сертификация не меняет ранее полученного базового образования и не может поставить под сомнение его качество. Процедура проводится с целью подтверждения компетентности работников в конкретной сфере деятельности и их соответствия требованиям, предъявленным профессиональными стандартами и работодателями.
Согласно закону, действующему с 1.07.2016 года, профессиональные стандарты являются обязательными при получении любой должности. Соответственно, в таком случает нужно иметь сертификат соответствия выбранной квалификации.
Преимущества, которые получают специалисты, прошедшие сертификацию:
- Персональное преимущество в довольно быстром продвижении вверх по карьерной лестнице;
- Наличие гарантии на высокое качество услуг, предоставляемых в сфере профессиональной деятельности;
- Получение официального документального подтверждения профессионального мастерства, а также квалификации, выданное независимой организацией;
- Заметное улучшение конкурентоспособности и имиджа;
- Обеспечение потребности различных компаний в высококвалифицированном персонале;
- Повышение уверенности в своих возможностях, максимальный психологический комфорт;
- Доверие руководства компании и других сотрудников.
Цена сертификации квалификации
На сегодняшний день стоимость прохождения процедуры сертификации соответствия квалификации определенному профессиональному стандарту составляет 25500 рублей. Цена на каждую последующую сертификацию – 15500 рублей.
Преимущества подтверждения одновременно нескольких квалификаций
Каждый человек, который занимает должность, не полностью соответствующую его квалификации, имеет право рассчитывать на то, что знания и опыт, полученные ним в процессе выполнения рабочих обязанностей, станут полезными на другой должности. Так, например, он является бухгалтером, но еще параллельно выполняет обязанности финансового директора, посещал специальные курсы по повышению квалификации, и имеет достаточно навыков, чтобы официально получить должность более высокий пост. Однако, если у него нет диплома о том, что у него есть финансовое образование, то вряд ли руководство назначит его финансовым директором предприятия.
В данной ситуации отличным выходом станет сертификация профессиональной квалификации. Этот документ поможет подтвердить наличие навыков, которые полностью отвечают требованиям профессионального стандарта соответствующей должности.
Сертификат соответствия квалификации представляет собой универсальный документ, имеющий официальное подтверждение. С его помощью человек имеет возможность найти для себя должность в полном соответствии с собственным опытом и знаниями.